гл.страница    тризнание   demetriculi   бородинегин   листагон  
   золотые стихи     лимерики    два пандава    маат    переводы    

ВАРДХАМАНА МАХАВИРА
И ЕГО ЧУДЕСНОЕ РОЖДЕНИЕ

Будущий Махавира на небесах, в окружении свиты полубогов

Будущий Махавира на небесах, в окружении свиты полубогов,
готовится сойти на землю, чтобы воплотиться в последний раз


Царевич Вардхамана, получивший почётное прозвание Махавира (в переводе с санскрита это означает «Великий Герой») был основателем джайнизма - религии, по сей день исповедуемой в Индии, США и других странах мира. Обычно Махавира считается старшим современником Будды Шакьямуни: традиционно принятая дата его рождения - 599 г. (или562 г.) до н.э., а смерти - 490 г. до н.э. Правда, согласно некоторым современным исследователям, жизнь его с большей вероятностью можно отнести чуть ли не на век позже.

По представлениям джайнов, Махавира был последним, двадцать четвёртым в ряду Тиртхaнкаров (это слово означает буквально «Создатель переправы или брода»), т.е. великих людей, указавших человечеству путь ко спасению. Поскольку Махавира «победил мир», его назвали «Джина», т.е. «Победитель», а основанная им религия стала называться «джайнизмом».

В некоторых джайнских источниках (Ачаранга-сутра, Кальпа-сутра ит.п.) излагается легенда о чудесном рождении Махавиры. В ней, несомненно, отразился конфликт между двумя высшими сословиями древнеиндийского общества: жрецами-брахмaнами и воинами-кшaтриями. Однако для нас важнее то, что эта легенда удивительным образом предугадывает один из методов искусственной репродукции человека, осуществлённый в наше время на деле.


СОДЕРЖАНИЕ

I. Гордыня Маричи (будущего Махавиры)

II. Гнев Индры и его поручение Харинайгамeше

III. СНЫ ТРИШАЛЫ:

1. Слон
2. Бык
3. Лев
4. Лакшми
5. Гирлянда

6. Луна
7. Солнце
8. Стяг
9. Ваза
10. Пруд
11. Корабль
12. Небесная колесница
13. Самоцветы
14. Огонь
 

IV. Истинная подоплёка событий

V. Эпилог


Всё началось задолго до того, как в 13-й день светлой половины месяца Чайтра, за 43 года до начала эры Викрaма, у царя Сиддхaртхи и царицы Тришaлы родился мальчик, которого назвали Вардхамaной и который впоследствии удостоился почётного прозвания «Махавира». У этого события была важная и весьма необычная предыстория. Дело в том, что, прежде чем воплотиться в мире людей в последний раз, будущий Махавира, носивший тогда имя Маричи, принял одно важное решение.

Тришала с младенцем Махавирой

Тришала с младенцем Махавирой
(иллюстрация из «Кальпа-сутры» XV в.)


I. Гордыня Маричи (будущего Махавиры)

1
Преисполнившись гордыни и тщеславного дурмана,
Стал подумывать Маричи, что ему в семье брахмaна

2
После смерти неизбежной полагается родиться:
Мол, Великому Герою лишь такой удел годится!

3
Так решил он - и, предавшись покаяниям, обетам,
Медитациям, лишеньям, столь ретивым стал аскетом

4
И такую нажил карму, что никто не счёл бы странным
Полагать, что в новом теле возродится он брахманом.

5
Умерев, Маричи тут же перенёсся в мир небесный
И изведал в полной мере жизни тамошней чудесной.

6
А когда плоды деяний на его созрели древе -
У брахмaнки Деванaнды воплотился он во чреве.


II. Гнев Индры и его поручение Харинайгамeше

Через 82 дня после этого события всесильный и грозный Индра, царь богов, восседал, как обычно, на своём престоле на небесах. И вдруг его неколебимый престол покачнулся, зашатался, затрясся! Индра поразился и обеспокоился: видимо, произошло нечто такое, что может поколебать его безграничную власть. Вотличие от земных владык, царь богов не нуждался в соглядатаях и тайных агентах: он сам обладал всеведением, т.е. способностью при необходимости узнать всё, буквально всё. И на сей раз эта способность ему сильно пригодилась.

1
Грозный Индра, царь и воин, Громовержец, бог могучий,
Разузнав об этом деле, стал чернее чёрной тучи.

2
«
Вот так раз!», - негодовал он, - «Как Мы жить-то дальше будем?
Лишь у кшатриев рождаться суждено великим людям!

3
Ни брахмaнов, ни торговцев, ни прислугу, ни изгоев
Никогда не наделял Я правом порождать героев!

4
Кшатрии - мои любимцы, им всегда почёт особый...
И тягаться смеет этот выскочка - с Моей особой?

5
Ну,
держись!..» - и в яром гневе шлёт он вестников поспешно
Забесстрашным полководцем, славным Харинайгамeшей.

6
Тот немедленно явился, как положено военным,
Иприпал покорно к трону Повелителя Вселенной.

7
Чтo сказал вояке Индра, кaк звучало порученье -
Это выяснится вскоре, при последующем чтеньи.

8
Скажем только, что рубака, своего достойный званья,
Незнавал ещё такого деликатного заданья.

9
Выйдя прочь, он долго хмыкал и почёсывал в затылке,
Приложился потихоньку то ли к фляге, то ль к бутылке,

10
Крякнул, задал перцу страже и отправился на дело...
Нет, недаром полководцу Индра доверял всецело!

Индра на своём престоле в окружении апсар и гандхарвов

Индра на своём престоле в окружении апсар и гандхарвов
отдает распоряжение Харинайгамеше


III. Сны Тришалы

Между тем в мире людей царь Сиддхaртха и царица Тришaла трепетали от радостного ожидания: по их расчётам, подходил к концу третий месяц беременности царицы. Дети в Индии всегда были и остаются горячо желанными; а царю, кроме того, нужен был достойный наследник. И тут случилось нечто необычное...

1
Как-то ночью, в месяц Чайтра, когда кроткая Тришала
Рядом с доблестным Сиддхартхой в царской спальне почивала,

Вещие сны Тришалы

Вещие сны Тришалы

2
Снится чудный сон царице: Слон невиданный и дивный;
Твёрдый шаг, чепрак узорный и четыре грозных бивня.

Слон из сна Тришалы

3
После этого Тришале Бык величественный снится:
Мощный горб, рога крутые, шерсть на солнышке лоснится.

Бык из сна Тришалы

4
В третьем сне был Лев свирепый: обнажив когтей кинжалы,
Зарычав, блеснув клыками, впрыгнул он в уста Тришалы.

Лев из сна Тришалы

5
Сон четвёртый: красный лотос, а на нём - краса и чудо:
Шри Лакшми, богиня счастья, в жемчугах и изумрудах.

Лакшми  из сна Тришалы

6
Пятый сон: с небес Гирлянда драгоценная свисает
И цветочным ароматом на весь мир благоухает.

Гирлянда  из сна Тришалы

7
Сон шестой Тришала видит: полный диск Луны лучистой
Средь ночного небосвода, ослепительный и чистый.

Луна  из сна Тришалы

8
Сон седьмой: в небесной выси Солнце красное сияет
И огнистыми лучами тьму ночную разгоняет.

Солнце  из сна Тришалы

9
Сон восьмой: на жёлтом древке Стяг со львом среди узоров,
Равномерно колыхаясь, радует людские взоры.

Стяг  из сна Тришалы

10
Сон девятый: золотая Ваза с чистою водою,
Освежающей страдальца, истомлённого жарою.

Ваза  из сна Тришалы

11
Сон десятый: Пруд волшебный, лебедей приют желанный,
Полный Лотосов цветущих - розовых, благоуханных.

Пруд с лотосами  из сна Тришалы

12
Сон одиннадцатый: судно, что по воле капитана
Держит путь свой неуклонно по пучине Океана.

Корабль, плывущий по Окенау,  из сна Тришалы

13
Странный звук, чудесный рокот вслед за тем Тришале снится:
Это едет небожитель на Небесной Колеснице.

Небесная колесница  из сна Тришалы

14
Дальше - груда Самоцветов со всего честнoго мира:
Лалы, яхонты, смарагды, адаманты и сапфиры.

Груда самоцветов  из сна Тришалы

15
И последний сон: жаровня, в ней Огонь неугасимый
Полыхает ровно, ярко, но без копоти и дыма

Огонь  из сна Тришалы

16
Разбудив поспешно мужа, изумлённая Тришала
Все четырнадцать волшебных снов ему пересказала.

17
Тот молчал минут пятнадцать и поигрывал браслетом.
«Спи», - сказал потом, - «а утром побеседуем об этом».

18
Встав пораньше, царь Сиддхартха во дворец велел явиться
Мудрецам и звездочётам, ясновидцам и сновидцам.

19
Долго длилось совещанье... Наконец, воззрившись долу,
Старый жрец, слепой и мудрый, чинно подошёл к престолу

20
И промолвил: «Веселитесь, царь и кроткая царица!
Все согласны в том, что скоро сын-герой у вас родится.

21
Словно Слон - в лесной чащобе, путь пробьёт он в этом мире,
А за ним пойдут другие, разобравшись по четыре.

22
Бык могучий предвещает: быть ему вождём духовным;
Словно Лев, он растерзает всех врагов в войне бескровной;

23
Как Лакшми, богиню счастья, звать его в молитвах будут;
Словно аромат Гирлянды, дух его проникнет всюду;

24
Как Луна, он уничтожит всех живых существ страданья
И разгонит, словно Солнце, тьму греха и мрак незнанья.

25
Ввысь победно вознесёт он Знамя нового Ученья;
Тем, кто истины возжаждал, даст он мир и облегченье;

26
Словно Пруд великолепный, полный Лотосов цветущих,
Будет чист он и свободен от грехов, людей гнетущих.

27
Ради блага всех, кто дышит, в Океане своенравном
Горя, зла, смертей и бедствий - он наладит переправу.

28
Даже боги, у которых жизнь в усладах вечных длится,
Съедутся почтить героя на Небесных Колесницах.

29
Все достоинства он скопит, словно редкие Каменья,
И пылать Огнём бездымным суждено его Ученью».

30
Так сказав, брахмaн почтенный соизволил удалиться.
Царь же распустил собранье, щедро наградив провидцев.

Толкователи во дворце царя Сиддхартхи
объясняют значение снов Тришалы

Выслушав толкование, царь и царица испытали двойственное чувство. С одной стороны, они были горды тем, что их будущий сын станет великим Учителем. Но, с другой стороны, царю нужен был преемник на троне, способный удержать и взрастить державу!..

В этом сомнении мы и оставим Сиддхартху и Тришалу, чтобы вернуться к небесному полководцу Харинайгамeше и к тому заданию, которое дал ему Индра.


IV. Истинная подоплёка событий

Джайнская традиция утверждает, что те же самые четырнадцать вещих снов приснились и брахмaнке Деванaнде в ту ночь, когда будущий Махавира воплотился у неё во чреве. Через 82 дня они буквально повторились, но теперь уже для царицы (а значит, кшaтрийки) Тришалы. В чём же причина повтора этого волшебного ночного киносеанса из четырнадцати серий?

Здесь мы подходим к самому существу дела. Поручение, данное Индрой Харинайгамeше (см. выше), было и вправду деликатным. Допустить, чтобы Великий Герой родился от брахмaнки, Индра не мог. Поэтому Харинайгамeше пришлось, прибегнув к своим сверхчеловеческим способностям, проникнуть в покой, где мирно спала брахмaнка Деванaнда, и незаметно извлечь зародыш из её утробы.

Затем, осторожно держа в руках зародыш, Харинайгамeша во мгновение ока перенёсся в спальню царицы Тришалы. Приблизившись к спящей царице, он опять же извлёк зародыш из её утробы и вложил вместо него другой, принесённый им, извлечённый из чрева Деванaнды. Из него-то и вырос впоследствии Махавира, Великий Герой.

После этого Харинайгамeша опять перенёсся в покой, где по-прежнему мирно спала брахмaнка Деванaнда, и незаметно вложил в её чрево зародыш, извлечённый им из утробы Тришалы. Таким образом, он поменял местами два зародыша двух женщин: брахмaнки и кшaтрийки. В этом-то и заключалось поручение Индры. Облегчённо вздохнув, Харинайгамeша отправился к царю богов, чтобы доложить об успешно выполненном задании.

Таким образом, обе женщины, сами о том не подозревая, стали, как сейчас принято выражаться, «суррогатными матерями». Зачали они, как нетрудно догадаться, в один и тот же день, так что к моменту трансплантации зародыши было ровесниками. Это, несомненно, учёл в своём замысле Индра. Кроме того, знаменательным представляется настойчивое указание на возраст зародышей к моменту трансплантации: 82 дня. Это ровно три лунных месяца, три лунных цикла. Случайно ли джайнская легенда приводит именно этот срок беременности?


V. Эпилог

Итак, замысел Индры удался, а предсказание, данное царю Сиддхaртхе и царице Тришaле, впоследствии полностью сбылось. Будущий основатель джайнизма родился в царской семье - то есть, несомненно, у кшатриев. Пока Тришала была беременна, царство Сиддхaртхи увеличилось и стало ещё более могучим: поэтому новорождённого царевича и назвали «Вардхамaна», т.е. «Возрастающий».

Собственно говоря, история Махавиры с этого только начинается. Однако здесь не место для того, чтобы её рассказывать. Поэтому мы не будем говорить о том, как благодаря своей отваге и физической мощи молодой царевич заслужил почётное прозвище «Великого Героя»; о том, как он, разочаровавшись в роскоши и неге царского дворца, решил стать отшельником; о том, как он предавался самой изнурительной аскезе; о том, как он дал обет ничего не есть до тех пор, пока обритая наголо царевна в ножных кандалах, ослабленная трёхдневной голодовкой и залитая слезами, не предложит ему подаяние, свесившись из окна темницы (и это невероятное стечение обстоятельств всё же произошло пять месяцев и двадцать пять дней спустя!); о том, как он безропотно сносил самую грязную брань и самые жестокие побои, приняв типичную джайнскую позу кайотсарга, воплощающую собою полное предание себя на произвол судьбы, полный отказ от какого бы то ни было сопротивления; о том, как, достигнув наконец желанного каждому джайну состояния кайвaлья, что означает буквально «отъединённость», он обрёл способность читать мысли и улавливать душевные движения всех живых существ, а также знать все их прошлые перерождения; о том, как он побеждал в диспутах и обращал в свою веру самых хитроумных и злокозненных противников; о том, как тысячи людей стекались к нему со всей Индии...

Обо всём этом можно узнать из других источников по джайнизму. А мы закончим кратким выводом:

ВОТ КАКИХ ДЕТЕЙ МОГУТ ПОРОЙ ВЫНАШИВАТЬ «СУРРОГАТНЫЕ МАТЕРИ»!

Махавира в позе лотоса

Махавира
(барельеф IV в. н.э. из Матхуры)


благодарим http://vnik.boom.ru/ (архив)

   гл.страница    тризнание   demetriculi   бородинегин   листагон  
   золотые стихи     лимерики    два пандава    маат    переводы