первая
страница
грамматиков
 

исторический
очерк
 

алфавитный
список
 

 

Андрей Михайлович Брянцев

(1749-1821)

По окончании университетского курса стал в 1787 г. магистром философии Московского университета, с 1788 - экстраординарным профессором, с 1795 - ординарным профессором логики и метафизики Московского университета. Его магистерская диссертация De criterio veritatis (1787) осталась неизданной; в 1798 г. он опубликовал во Владимире Compendium antiquitatum Graecarum

отсюда:

(Брянцов; 1749 — 26.01.1821) — философ. Род. в семье церковного служителя в Одигитриевской пустыни близ Вологды. Рано осиротел. Не окончив Вологодскую семинарию, пешком отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Ее он также не окончил, отказавшись постричься в монахи. В 1770 Б. становится студентом Моск. ун-та, учеником, а позже сподвижником проф. Д.С.Аничкова и С.Е.Десницкого. После окончания ун-та был оставлен в его стенах и с 1779 по 1788 преподавал в университетской гимназии. В 1787 после защиты дисс. на тему "О критерии истины" Б. была присвоена ученая степень магистра фи л ос. и свободных наук. На следующий год после кончины Д.С.Аничкова его производят в экстраординнарные, а в 1795 — в ординарные проф. ун-та по логике и метафизике. На этой должности оставался до конца своей жизни. Кроме того, Б. выполнял ряд др. обязанностей — декана этико-полит. отделения ун-та, директора Пед. ин-та, цензора и др. Известны его переводы курсов филос. Шнелля, Рейса, работы Ферпоссона "Начальные основания нравственной философии" (1804) и др. Б. трактовал законы природы в духе каузально-телеологического параллелизма. Согласно Б., в основе мироздания лежит некая "непостижимая деятельность", одушевляющая все его части. Природа, с одной стороны,— физ. целое, механически устроенное тело, подчиненное закону причинности. С др. стороны, она — "нравств. целое", в трех царствах к-рого господствует установленная Богом целесообразность. Все вещи не только "сопряжены" во времени и пространстве "физической связью", где настоящее определяется прошедшим и содержит в себе причину будущего, но связаны и посредством целей ("конечных причин"), предписанных творцом. Б. относил ко всеобщим законам природы закон непрерывности Лейбница, закон "бережливости", а также закон сохранения количества вещества и сил в природе, к-рый он сформулировал, опираясь на идеи Декарта, Бильфингера, Мендельсона. Б. одним из первых познакомил рус. общественность с филос. воззрениями Канта. (См.: "РФХ". С.193—194; "ФЭ". T.I. C.195.) Соч.: Слово о связи вещей во вселенной; Слово о всеобщих и главных законах природы // Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII в. T.I. М., 1952.

wiki